20.04.2016
Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост [1, с. 57].
Профилактика курения подростков—тема достаточно актуальная, не только в школах средиподростков, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста, а именно в стенах школы [2, с. 18].
В системе профилактики табакокурения среди молодежи основную роль играет внушение понимания вреда здоровью, в то время как способы поддержания здоровья наравне с отказом от вредных привычек и ведение здорового образа жизни как метод снижения риска аддиктивного поведения почти не рассматриваются [3, с. 7]. Высокую актуальность данного исследования определяет недостаточная изученность корня проблемы при проведении профилактики табакокурения, предпосылок к формированию у подростков мотивации для ведения здорового образа жизни и низкое разнообразие методик борьбы с курением на ранних стадиях зависимости [4, с. 146].
Целью работыявлялось выявление положительного влияния здорового образа жизни на качества личности, способствующие профилактике табакокурения, отказу от курения на ранних стадиях зависимости и доказательство неэффективности применяемых методик по профилактике табакокурения.
Предметом исследованиясталапропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики табакокурения среди учащихся восьмых классов.
Объектом исследования былпроцесс профилактики табакокурения среди учащихся восьмых классов: в 8 «а» классе анкетирование проходили 20 человек (12 мальчиков и 8 девочек), в 8 «б» классе в анкетировании так же участвовали 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).
Опрошенные подростки на момент анкетирования имели информацию о последствиях и вреде табака достаточно низкого уровня:
• в обоих классах большинство человек считает, что пассивное курение не влияет на здоровье человека (70 %), только 10 % утверждает, что пассивное курение вредит здоровью, остальные затруднились ответить.
На вопрос, курят ли члены вашей семьи, ответы распределились в таком процентном соотношении:
• да (75 % «а» класс, 80 % «б» класс)
• нет (15 % «а» класс, 15 % «б» класс)
• бросили (10 % «а» класс, 5 % «б» класс)
Вследствие этого, у 40 % учащихся не изменится отношение к человеку, если они узнают, что он курит; 75 % учеников «а» класса и 70 % учащихся в «б» классе никогда не делают замечание курящему человеку, а так же у 70 % опрошенных не вызывает никаких отрицательных эмоций, если в их присутствии кто-либо курит. Данные показатели подтверждают факт лояльного отношения к курению по причине взросления в семье, в которой хотя бы один из членов семьи имеет табачную зависимость, что подтверждает пункт 1.2 Iглавы.
Так же в анкете был задан вопрос «Курите ли Вы?». Утвердительный ответ дала четверть класса (5 человек), что говорит о достаточно высоком проценте начавших курить еще в юные годы.
Больше половины учащихся оценивают свое здоровье как хорошее, считают, что важно быть здоровым и хорошо выглядеть, вследствие чего больше всего интересуются здоровым питанием, физическими упражнениями и спортом, но лишь треть учащихся утверждает, что спорт и курение несовместимы. Это говорит о низких знаниях о вреде курения на организм подростка и необходимости проведения первичной профилактики. Проанализировав результаты анкет в обоих классах, хочется сказать, что ответы дети давали практически одинаковые, что дает возможность проведения анализа эффективности предлагаемой методики.
В ходе эксперимента с 8 «а» классом была проведена лишь беседа на тему «Табакокурение и здоровье».
Последующее анкетирование показало, что данный тип профилактики недостаточен. В ходе опроса мы выяснили, что отношение к курению и собственному здоровью у учеников мало изменилось. В течение полу года в «а» классе еще один ученик попробовал сигареты, но не стал курильщиком.
В результате проведенного анкетирования мы так же узнали, что из опрошенных на 5 % меньшее стало относиться к курению равнодушно, на 10 % больше учеников – отрицательно, но ни у кого из пяти курящих не возникло желания бросить курить. Проведенная с учениками беседа дала лишь более глубокие знания о вреде пассивного курения и несовместимости спорта с курением (60 % опрошенных дали отрицательный ответ на вопрос «Совместимы ли занятия спортом и курение?»).
Анкетирование, проведенное после эксперимента в 8 «б» классе, показало положительную динамику изменения отношения подростков к своему здоровью и к вреде курения.
Так, по результатам анкеты, мы выяснили:
• что за время проведения эксперимента количество учеников, попробовавших сигареты, не изменилось;
• количество учащихся, начавших отрицательно относиться к тому, что курят в их присутствии, увеличилось на 20 %;
• ученики стали чаще интересоваться влиянием курения на здоровье посредством книг, журналов и интернета;
• к интересующим темам о здоровье прибавились такие как «Влияние курения на человека», «Влияние алкоголя на человека»;
На вопрос о том, совместимы ли занятия физической культурой с курением, ни один из опрошенных не дал положительный ответ, а процент ответивших «нет» увеличился с 35 до 65.
Результаты анкетирования показали, что количество детей, нормально или равнодушно относящихся к курению, снизилось, а количество отрицательно относящихся к курению детей увеличилось на 25 %. Таким образом, ответ «нормально» дали 15 % учащихся, «равнодушно» — 20 %, «отрицательно» — 65 %.
Так же из пяти курящих детей у двоих появилось желание бросить курить (40%) и еще двое стали иногда задумываться об этом. После проведенного эксперимента на вопрос «Курите ли Вы?», утвердительно ответило лишь 3 человека.
Сопоставив результаты анкет «а» и «б» класса после проведенного эксперимента, можно сделать вывод о том, что предложенная методика комплексного подхода к профилактике табакокурения на основе приобщения к здоровому образу жизни более эффективна, чем только лишь информатизация детей о вреде курения за счет бесед или классных часов, что можно проследить на примере изменения отношения детей к курению в приведенной ниже таблице и о количестве курящих.
В следствие проведенной работы, нами была проведена следующая научная работа:
1. Была изучена научно-педагогическая литература по проблеме профилактики подросткового табакокурения. В ходе сбора информации мы выяснили, что взаимосвязь стремления подростков к ведению здорового образа жизни и тяги к вредным привычкам весьма велика, но изученность данного вопроса находится на достаточно низком уровне развития с точки зрения составления методик профилактики табакокурения.
2. Анализ отношения учащихся к проблеме табакокурения показал, что большинство учеников не считают курение табака общественной проблемой, нормально относятся к курению, в то время, как степень их заинтересованности в ведении здорового образа жизни довольно велика.
3. Была разработана методика профилактики табакокурения посредством приобщения учащихся к ведению здорового образа жизни и успешно опробована на учащихся восьмых классов. Данная методика включает в себя проведение беседы, похода, показ фильма о курении, а так же тренинги на развитие ответственности, позитивного мышления, групповой сплоченности и силы воли.
4. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у опрошенных изменилось отношение к курению, и количество курящих в 8 «б» сократилось с 25 % до 15 %, а так же повысился интерес к ведению здорового образа жизни. Данные сведения явно доказывают эффективность разработанной методики.
Так же при сравнении показателей в «а» классе до и после эксперимента мы можем сделать вывод о недостаточности проведения лишь бесед о вреде курения, как способа профилактики, чаще всего употребляемого педагогами.
В связи со сделанными выше выводами, нами были составлены следующиепрактические рекомендации:
1. Необходимо проводить целенаправленную пропаганду здорового образа жизни среди учащейся молодежи, начиная с младших классов. Немалую роль здесь играют семья, общество и среда, которые окружают ребенка в период его становления и развития.
2. Среди мер, способных препятствовать курению особое место занимают спортивно-массовые мероприятия, которые развивают чувство коллективизма, ответственности перед своими товарищами, сила воли, способствующие преодолению трудностей и достижению победы.
3. Для проведения занятий по профилактике табакокурения в школах мы рекомендуем использовать следующие формы работы: проведение бесед о вреде курения, игр на развитие качеств личности, показ фильмов по данной тематике, проведение массовых оздоровительных мероприятий (поход).
4. Учителям, работающих в общеобразовательных школах по специализации «Физическая культура» и «ОБЖ», мы рекомендуем использовать разработанную нами методику проведении профилактики табакокурения у детей восьмых классов, как эффективное средство борьбы с девиантным поведением.
Стрельцова Виктория Николаевна
Студент 5 курса кафедры гражданской защиты населения НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта,
г. Санкт-Петербург
Е-mail:
Nka1975@mail.ru
Надеин Константин Александрович
Доцент кафедры гражданской защиты населения НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург
Источник информации:
http://sibac.info/studconf/science/iii/28122