Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

Альтернативная коммуникация или «Общение без границ»

Альтернативная коммуникация или «Общение без границ» 19.06.2020
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями интеллекта во многом зависят от степени сформированности у них коммуникативных умений. Владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Эти дети смогут адаптироваться к  окружающему миру, если будут способны выразить свои желания, сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.
Коллектив Детского дома - интерната для детей - инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1 Петродворцового района на протяжении многих лет является флагманом в решении актуальных проблем современной коррекционной педагогики и социальной сферы, инициатором внедрения многих инновационных проектов, направленных на улучшение качества жизни детей-инвалидов, их социализацию и интеграцию в общество.
В ДДИ №1 проживает 306 воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Большинство из них не владеют речью, это так называемые «безречевые» дети. Они имеют выраженные проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Устная речь как средство коммуникации для них сложна или недоступна вообще. Опыт работы показывает, что овладение техникой общения у умственно отсталого ребенка происходит в более поздние сроки, а часто без специального обучения не происходит вообще. Поэтому необходимо  предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, активизировать его участие в коррекционно-развивающем процессе. Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность не говорящего ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации.
Ограничение коммуникативных умений значительно осложняет процессы интеграции воспитанников в социум, снижает качество их жизни. Повысить качество жизни ребенка призван проект «Общение без границ», направленный на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Проект занял II место во Всероссийском конкурсе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На реализацию проекта учреждению Фондом выделен грант, на средства которого приобретено интерактивное оборудование и методический материал. Работа по проекту ведется с использованием технологий альтернативной дополнительной коммуникации, современных эффективных практик развития коммуникативного потенциала у воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В программу проекта, рассчитанную на полтора года включены 25 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Каждый участник проекта должен научиться общению на доступном уровне и с использованием современных технических средств, и в итоге преодолеть существующие барьеры и границы в общении.
В работе с этими детьми  используется доступная система знаков для общения (жесты, предметы-символы, фотографии, рисунки, пиктограммы), количество их постепенно увеличивается по мере включения в словарь ребенка. Метод «коммуникации с опорой на жесты» используется в работе с «безречевыми»  детьми  . Жест является инструментом, для визуализации образа слова или  действия.  У таких детей сохранена способность к визуальному восприятию информации и к имитации действий. Кроме того жесты  и мимика используются как дополнение к речи, помогают ребенку выразить свое эмоциональное состояние или отношение к чему либо.
Дети учатся воспринимать предметы и ситуации, учатся понимать, что они обозначают. Умение «читать» предметы помогает сформировать установку на понимание, что предметы, а позже картинки, символы и буквы содержат в себе какую-то информацию. А умение извлекать информацию из предметов создает основу для понимания ситуации, делает более понятным окружающий мир. Обязательным является включение в процесс работы предметного, а затем и визуального (картинно-символьного) расписания, которое формирует понятия о последовательности действий, понятий «до» и «после». Задача формирования коммуникативных умений включена во все виды деятельности детей:  игру, обучение, режимные моменты и реализуется  на материале игр и заданий, предлагаемых индивидуально-ориентируемыми  программами.
Активно принимают участие в  реализации проекта учителя ГБОУ школы № 439, работающие на территории ДДИ. В соответствии с темой урока или занятия, педагоги ДДИ №1 и школы № 439 разрабатывают наглядно-дидактическое сопровождение занятия или урока, задействуют интерактивное оборудование, пособия, проводят предварительную работу по ознакомлению ребенка с новыми предметами, объектами и понятиями. Под руководством опытных специалистов неговорящие дети осваивают доступные средства невербальной коммуникации (взгляд, мимику, жест, предмет, графические изображения, знаковую систему, коммуникативные таблицы, планшеты, папки, коммуникаторы) для умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Обучение выстраивается таким образом, что невербальные средства коммуникации становятся предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Альтернативная коммуникация не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции, помогает ребенку сориентироваться в происходящем, создает основу для развития коммуникативных навыков, обогащает его пассивный словарь.
Обучение в условиях проекта «Общение без границ» создает надежный обходной путь в обучении детей с и тяжелыми множественными нарушениями развития, помогает лучше понимать окружающий мир, придает уверенность в своих силах, способствует повышению качества их жизни.
Несформированность коммуникативных навыков ограничивает возможности детей-сирот и детей, лишенных опеки и попечительства обрести семью, уменьшает возможности к самостоятельному или поддерживаемому проживанию вне стен детского дома-интерната,  поэтому поддержка неговорящего ребенка является сложным процессом, который охватывает специалистов из разных областей (педагогов, медицинских работников, логопедов, специалистов органов опеки и попечительства). Специалисты органов опеки всегда принимают участие в жизни учреждения,  проверяют условия содержания воспитанников, соблюдение их законных прав и интересов, посещают мероприятия ДДИ №1, приглашают наших детей на праздники, организуемые местной администрацией.
Е.А. Асикритова., О.Ю. Ремшу
СПБ ГБСУСО «Дом-интернат № 1» Комитета по социальной политике)

Возврат к списку

Видеоновости...
Анонсы
Петергоф, ул.Володи Дубинина, д.1