Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

«Мы искали его всю жизнь»

«Мы искали его всю жизнь» 28.04.2020 «Мы встретилась на программе «Жди меня». Седой мужчина с бородой, он живет теперь в Греции на полуострове Халкидики. Говорит: «намерзся в лагерях, вот и выбрал теплую страну». Эта встреча Елены Цицишвили со своим дядей, Василием Храповым, так и не состоялась. Женщина описывает сон. 70 лет жительница Петергофа ищет брата мамы. Боец 79 истребительного батальона пропал без вести 23 сентября 1941 года после  боя на Ропшинском шоссе. С разрешения Елены Георгиевны публикуем семейную историю Храповых.
«Семья моей мамы до войны жила в Старом Петергофе недалеко от современного железнодорожного института. Бабушка с дедушкой работали на заводе «Электросила», в августе 1941 года их должны были эвакуировать вглубь страны. Уже отправили вещи, но немцы дорогу на Ленинград перекрыли. Деда, Дмитрия Васильевича Храпова, мобилизовали в армию, он погиб 8 августа 1943 года в боях на Кавказе, с семьей больше не встретился».
В начале сентября 1941 года немцы подошли к Петергофу. На столбах по линии фронта развесили громкоговорители, через которые по-русски предлагали сдаться. С Троицкой горы фашисты день и ночь обстреливали город святящимися снарядами. Оставаться в домах было опасно из-за угрозы обрушения, жители решили рыть землянки.
«Семью моей мамы спасла землянка из гранитных валунов около Генеральского пруда. Военные, уходя, оставили им ее. Когда снаряды попадали в пруд, помещение затапливало водой. Через дорогу было картофельное поле, но дойти до него под огнем решались немногие. Когда начался голод, бабушка с мамой и тетей решили прорываться через Сергиевку вдоль Финского залива в Большую Ижору».
Именно в землянке из валунов семья последний раз видела Василия Храпова. Он приехал из расположения 79 батальона. Хорошист, сохранился аттестат за 9 класс, комсорг 417 школы, он записался добровольцем на защиту Петергофа.
«Бабушка всю ночь гладила его по голове, сетовала, что не может покормить. Потом он сел на велосипед и уехал на место службы».
Комсомольский взвод 79 истребительного батальона был сформирован из учеников 9 и 10 классов петергофских школ. Они охраняли подступы к Ленинграду и ликвидировали десанты противника. 22 сентября 1941 года взвод занял обо¬рону вдоль Ропшинского шоссе. Силы были неравны. На необстрелянных мальчишек немцы пустили танковую психическую атаку: танки с сиренами, а за ними во весь рост автоматчики. За один бой погибли 400 подростков 16-17 лет, среди них Глеб и Владимир Горкушенко. Василий Храпов пропал без вести.
«Васю мы искали всю жизнь. Нашелся свидетель, с которым они вместе шли в колонне военнопленных. Через пересылочный пункт в Гатчине их гнали в Германию».
Нашлись свидетели и в Волосовском концлагере, где Василий Дмитриевич был переводчиком, он хорошо знал немецкий. Однажды на марше юноша сбежал. Ночью немцы освещали колонну пленных, поэтому трое мальчишек договорились бежать по одиночке. Тот, кто выживет, должен был связаться с семьями родных, вот откуда Елена Георгиевна знаем про побег.
«Потом жительница Петергофа сообщила, что Вася ей писал до 1947 года, но она ему ответила, что его родные все погибли».
Семья Храповых выжила, хоть и не в полном составе.
«В апреле 1942 года мою бабушку Ольгу Ивановну (36 лет), маму Валентину 16 лет и ее сестру Антонину (14 лет) по Малой дороге жизни эвакуировали из Большой Ижоры в Лисий нос, а дальше на Кавказ. Ольга Ивановна в поезде умерла от истощения, и девушки три дня ехали с умершей матерью. На четвертые сутки пришли солдаты, завернули тело в простыни и вынесли на полустанке. До конца жизни мама и ее сестра корили себя, что не знают, где похоронена их мать. Тогда они не надеялись, что сами выживут. До Кавказа дошла треть эшелона, у всех был кровавый понос из-за недоедания».
На День Победы семья Елены Георгиевны, теперь уже с ее собственными детьми и внуками,  приезжает в Петергоф. 9 мая 1953 года родители впервые привели ее на место, где стоял дом бабушки.
«Помню, как мама подняла какую-то железку и сказала, что это от ее беккеровского рояля. На развалинах расстилали скатерть «самобранку», ставили фотографии родных, потом шли к пруду, к землянке из валунов, ехали в Большую Ижору, а оттуда на парад в Новый Петергоф, на мемориал, где на плите помянут и 79 истребительный батальон».
70 лет Елена Цицишвили ищет пропавшего дядю. Писала в газеты, опрашивала сослуживцев, отправляла запросы в «Красный крест». Результатов нет. Елена Георгиевна предлагает установить на Ропшинском шоссе памятную доску и поклонный крест защитникам города. Соответствующий запрос муниципалитет отправил в Комитет по градостроительству и архитектуре, в чьем введении находится этот вопрос.
Семейную историю Храповых изучала Анастасия Меньшакова


Возврат к списку