Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

ТРЕБОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЯ

18.12.2020

Современная миграционная политика Российской Федерации направлена                             на профилактику нелегальной миграции, создание условий для развития экономики и решения демографических проблем страны.
Регулируются все эти процессы отечественными и международными нормативными актами.
Основные российские нормативные правовые акты в сфере миграции:
•    Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»;
•    Федеральный закон № 114-ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;
•    Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ»;
•    тематические указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ГУВМ МВД (ФМС);
•    межправительственные соглашения между Российской Федерацией и другими государствами об урегулировании данного вопроса;
•    отдельные главы Трудового, Налогового, Уголовного и Административного кодексов РФ, которые затрагивают вопросы пребывания и трудоустройства иностранных граждан.
Основные типы правонарушений в сфере миграции
Основные категории нарушений миграционного законодательства связаны:
•    с пересечением государственной границы;
•    с пропиской и постановкой на миграционный учет;
•    с трудоустройством;
•    с подтверждением легального пребывания на территории страны.
Административные проступки выражаются в просрочке разрешительных документов, несоблюдении сроков посещения подразделения ГУВМ для постановки на учет, фиктивной прописке, нелегальном трудоустройстве и др.
Порядок привлечения к труду иностранной рабочей силы зависит от статуса мигранта:
•    временно пребывающий (с миграционной картой и патентом);
•    временно проживающий (с РВП);
•    постоянно проживающий (с ВНЖ).
При двух последних ни работодателю, ни иностранному сотруднику не надо получать дополнительных разрешений на трудоустройство.
Основная часть трудовых мигрантов приезжает в РФ на «заработки», и РВП им оформлять нет надобности.
В случае оформления в компанию временно пребывающего иностранца, работающего по патенту, нужно соблюдать такие требования:
•    встать на учет как работодатель (если мигрант приехал по визе);
•    мигранты из дальнего зарубежья («визовые») принимаются в рамках квоты;
•    заключить трудовой договор и уведомить об этом факте миграционные органы в течение 3 дней.

Миграционный учет: нормы закона
Каждый иностранец, въезжающий на территорию России, обязан встать на миграционный учет. Для этого нужно посетить отделение ГУВМ по месту проживания и сообщить ответственным лицам, где мигрант собирается жить.
Общие сроки постановки на миграционный учет – 7 дней, любая просрочка расценивается как нарушение режима пребывания, за что предусмотрены соответствующие санкции.
Но есть исключения, обозначенные в международных соглашениях, например, для граждан – участников ЕАЭС сроки постановки на учет увеличиваются до 30 дней.
В госорганах мигранту выдается подтверждающий документ, в котором указана точная дата приезда в РФ. От этой даты и исчисляется период разрешенного проживания в стране. При безвизовом режиме он составляет 90 дней. Если иностранец прибыл из государства, подписанное соглашение с которым предусматривает выдачу визы, то находиться в РФ можно до истечения срока действия данного документа. Более длительное пребывание в России – это нарушение миграционного режима.
Ответственные за административные проступки
От типа проступка зависит, на кого будет возложена ответственность в случае нарушения миграционного законодательства. Пересечение границы, продление разрешительных бумаг для легального пребывания в стране – это личные дела мигранта. Логично, что и отвечает за них он сам, уплачивая штрафы либо вовсе покидая государство.
Ответственность за все, что связано с трудоустройством, несут уже две стороны – и работник, и работодатель. Так что, если мигрант работает без патента, то наказан будет и тот, кто его так оформил на работу.
Такая же ситуация и с пропиской: принимающая сторона также участвует в регистрации иностранного гостя – и помогает, и в случае правонарушений несет ответственность.
Ответственность за нарушение миграционных законов
Конкретная ответственность за нарушение миграционного законодательства РФ в 2019 году прописана в основном в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
Пункты КоАП охватывают три основных направления:
•    пересечение границы;
•    миграционный учет;
•    трудоустройство иностранных граждан на российских предприятиях.
За такие правонарушения предусматривается штраф, исправительные работы или принудительные меры (депортация, выдворение, запрет на въезд).
Установлена также и уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства. Она связана с перевозкой через границу запрещенных средств или организацию приезда и проживания нелегалов.
Самый распространенный вид «наказания» иностранцев, которые нарушили нормы закона, – штраф. Взыскиваются денежные средства как с физических, так и с юридических лиц, то есть организаций.
Например, штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей может быть наложен на иностранца в случае нарушения правил (ст. 18.8 и 18.9 КоАП):
•    пересечения границы;
•    пребывания в стране;
•    передвижения по территории государства;
•    уведомления о владении вторым паспортом и др.

За нарушение миграционного учета иностранных граждан ответственность несет принимающая сторона. Физические лица заплатят в таком случае 2-4 тысячи рублей, должностные лица – 40-50 тысяч рублей, а организации – 400-500 тысяч рублей.
Еще один вариант – несоответствие действительности заявленной цели визита в РФ. Так, если мигрант написал в миграционной карте, что приехал учиться, а сам устроился на работу, на него будет наложен штраф в размере 2-5 тысяч рублей.
Предусмотрен также штраф за непредставление сведений в миграционную службу. Например, если юридическое лицо – работодатель в положенные сроки не поставит в известность ГУВМ о заключении трудового договора с иностранцем, он будет вынужден уплатить штраф в размере 400-800 тысяч рублей, а должностное лицо, допустившее указанное правонарушение, – 35-50 тысяч рублей.

В каких случаях ответственность усиливается
Помимо штрафа, иностранный гражданин, который сознательно нарушал нормы миграционного законодательства в течение длительного периода, может быть подвергнут более жестким санкциям.
Самой строгой мерой наказания считается выдворение из страны с последующим запретом на въезд в течение определенного периода – от 3 до 10 лет; наибольший срок предусмотрен за нелегальное пребывание на территории России больше 1 года.
Если иностранец незаконно проживал в стране более 120 дней, въезд ему будет разрешен через 3 года, если период незаконного проживания превысил 180 суток, то в Россию нарушитель сможет въехать только через 5 лет.
Кроме того, все, кому запрещен въезд на территорию государства, внесены в черный список мигрантов.
Для юридических лиц, которые незаконно трудоустраивают иностранных граждан, усиление ответственности может заключаться в приостановлении деятельности предприятия на 3 месяца.
Как можно оспорить решение об административном наказании
Если иностранец считает, что административные санкции были наложены на него неправомерно либо у него есть смягчающие его вину обстоятельства, он может опротестовать решение суда (или иного органа). В таком случае нужно обратиться с ходатайством о пересмотре дела в суд или в отдел иммиграционного контроля ГУВМ по месту проживания.
Основания, по которым решение может быть изменено и меры в виде выдворения сняты:
•    «гуманитарные» (лечение, уход за больными родственниками и др.);
•    «семейные» (если у мигранта есть в стране супруг(а), дети);
•    по выявлению новых обстоятельств (если вердикт был вынесен ошибочно);
•    миграционная амнистия и др.


Возврат к списку