Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

30.06.2016 Особенностями современного экстремизма являются: рост масштабности, способствующей наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни; усиление жестокости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование новейших технических достижений, средств массового поражения; стремлении добиться общественного резонанса, устрашения населения. Основой механизма любой разновидности экстремистской деятельности является нелегитимное насилие, либо угроза его использования. В анализе современного экстремизма в России выделяют следующие тенденции его развития: усиление организованности экстремистских структур разной направленности; смыкание экстремизма с организованной преступностью; усиление опасности разрушительного воздействия экстремизма на все более широкий круг сфер общественной жизни РФ; усиление воздействия внешних факторов экстремизма на происходящие в России негативные социально-политические процессы, их серьезная деформирующая роль в отношении конституционного строя страны, российского федерализма, политической стабильности в регионах; превращение экстремизма в относительно устойчивое явление социально- политической жизни страны (Гомлешко Р.Р., 2011). Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум основным направлениям в соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: ‒ принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; ‒ выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. О.В. Бессчетнова и соавт. (2010) предложила шесть направлений противодействию экстремизму: ‒ введение в национально-региональный компонент учебных планов школ, ссузов, вузов факультативных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление молодежи с особенностями своей национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни 25 предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации; ‒ проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам межнациональных отношений, особенно в полиэтнических регионах; ‒ развитие и поддержка молодежных общественных организаций и объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения; ‒ привлечение учащийся молодежи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности; ‒ проведение городских межнациональных фестивалей, конкурсов с целью знакомства детей и молодежи с культурой различных этносов. В свою очередь И. Васенина (2007) рассматривает основные направления противодействию экстремизма с девяти позиций: ‒ снижение уровня безработицы (особенно среди молодежи); ‒ активизация работы силовых ведомств по борьбе с экстремизмом; ‒ ограничение пропаганды агрессии и насилия в СМИ; ‒ совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере; ‒ усиление патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи; ‒ повышение доступа к получению молодежью высшего и профессионального образования; ‒ внедрение здорового образа жизни; ‒ усиление роли воспитания в духе традиций национальной культуры; ‒ предоставление молодежи больших возможностей для участия в решении социальных, политических и экономических и других проблем страны и региона. Т.А. Юмашева (2010) выделяет три направления: ‒ реформирование деятельности социальных институтов. Решение такой проблемы, как профилактика молодежного экстремизма невозможно в рамках отдельно взятого образовательного учреждения. Необходимо консолидировать усилия органов самоуправления, государственных и негосударственных объединений и организаций по разработке комплекса мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде. Задачи данного направления: разработка и постоянное дополнение комплекса мероприятий, направленных на достижение цели; отработка механизмов взаимодействия органов самоуправления и организаций, реализующих программу в ходе проведения совместных мероприятий; вовлечение большего числа организаций и учреждений в реализации программы, даже если работа с молодежью не является их непосредственной задачей; пропаганда здорового образа жизни, организация досуга, семейное психологическое консультирование молодых людей, 26 профилактика асоциальных явлений и поведенческих девиаций по средствам проведения просветительских мероприятий; ‒ работа с родителями. Это связано с тем, что молодые люди, склонные к принятию экстремистских моделей поведения, проживают, как правило, в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение данной категории лиц. В рамках данного направления необходимо: расширение знаний родителей по проблемам экстремизма; профилактика ошибок в семейном воспитании; использование мер педагогического воздействия (включение родителей в систему педагогического обучения, создание системы индивидуального и группового консультирования, вовлечение родителей совместно с детьми в активную общественно-полезную деятельность в школе); использование мер административного воздействия; ‒ работа с молодежью. Главная задача – организация досуга, ведь внеурочная воспитательная деятельность представляет возможность молодому человеку не только свободу выбора действий, но и создает условия для упражнения и тренировки, определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств. Е.О. Кубякин (2011) рассматривает процесс противодействия экстремизму на основе шести направлений: ‒ создание нового идеологического органа, занимающегося целенаправленной контрпропагандой экстремизма; ‒ четкое взаимодействие со всеми СМИ; ‒ основная работа по противодействую экстремизма должна быть направлена на сочувствующих этим движениям лиц; ‒ уравнивание сил на поприще неформальных групп; ‒ усиление работы по дискредитации экстремистских движений в глазах общественности и сочувствующих ему элементов; ‒ улучшение экономического положения населения, общий культурный рост и политическая социализация граждан. В программе профилактики и противодействию экстремизма, разработанная Минспорттуризмом России совместно с Министерством внутренних дел России и Федеральной службой безопасности России, представлены основные направления по снижению экстремистских проявлений: ‒ оптимизация социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; ‒ формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон; 27 ‒ создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма; ‒ разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур. Таким образом, основываясь на этих направлениях можно предположить, что наиболее адекватным способом борьбы с экстремизмом будет ужесточение мер, а лучшим способом профилактики – решение тех социальным проблем, которые выступают факторами формирования данного феномена.

Авторы: Г.А. Новикова, кандидат биологических наук, старший преподаватель Института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова; Л.А. Новикова, кандидат биологических наук, преподаватель Архангельского медицинского колледжа
Рецензенты: А.М. Ксенофонтов, кандидат биологических наук, доцент, заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области; И.В. Савельев, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова

Возврат к списку