02.08.2024
Для Санкт-Петербурга трамвай — это не просто транспорт, доставляющий пассажира из точки А в точку Б. Он вписан в культурный код города, а производство трамваев составляет важную часть его экономики. Питерская трамвайная сеть — третья в мире про протяжённости, а с её развитием город может и подняться в рейтинге.
От кучеров до вагоновожатых
Именно в Санкт-Петербурге в 1880 году впервые в России инженером и изобретателем Фёдором Пироцким впервые в России был протестирован трамвай на электрической тяге. Однако развитию электротранспорта в то время помешали лоббистские усилия владельцев гужевого транспорта, и трамвайное движение было организовано лишь в 1907 году. А спустя 20 лет появились вагоны собственного производства.
Трамвайно-механический завод закрылся в 2012 году по причине финансовой несостоятельности. Казалось бы, производству трамваев в Санкт-Петербурге конец. Однако в 2018 году начал работу Невский завод электрического транспорта (НЗЭТ) им. Ф. А. Пироцкого — обособленное подразделение производственной компании «Транспортные системы» (ПК ТС).
Для города НЗЭТ — это рабочие места и налоговые поступления. Вагоны здесь собирают из комплектующих, произведённых на других предприятиях холдинга и сторонними поставщиками. За пять лет их выпущено более тысячи.
Как и раньше, трамваи поставляются не только для нужд самого Санкт-Петербурга, но и других городов.
В 2021 году петербургский «Горэлектротранс» (ГЭТ) представил программу развития городского электротранспорта «Сохраняя историю, движемся в будущее» до 2028 года. Ею предусмотрено обновление подвижного состава с закупкой почти 600 самых современных вагонов, модернизация сетевого хозяйства, трамвайных парков и подстанций, а также организация 15 скоростных магистральных маршрутов. Объём инвестиций впечатляет - порядка 123 млрд рублей.
Легче лёгкого
В 2021 году специально для Санкт-Петербурга ПК ТС выпустила трамвай «Витязь-Ленинград» с алюминиевым кузовом вместо стального. Алюминий — лёгкий металл, не подверженный коррозии. За счёт уменьшения веса при движении такие вагоны потребляют меньше электроэнергии, получается экономия. К тому же уменьшается нагрузка на рельсы. Дополнительный плюс — утилизация «состарившихся» трамваев: алюминий легко переплавляется и подходит для повторного использования.
Он входит в «состав» и нового трёхсекционного трамвая «Невский». Двухкабинный (эдакий Тянитолкай) с дверьми по обоим бокам вагон может работать в режиме челнока, без использования разворотных колец. А мощные аккумуляторы позволяют ему проезжать до трёх километров без подключения к контактной сети.
Генеральный директор ПК «Транспортные системы» Александр Дубровкин: «Техническое задание Санкт-Петербурга на разработку и производство трамваев для культурной столицы — одно из самых сложных. Цель внедрения инноваций — обеспечение безопасности всех участников движения».
Инновационный = экономный
Общественный электрический транспорт — один из крупнейших потребителей электроэнергии. Значит, за счёт его модернизации можно экономить значительные средства. Электрический двигатель может работать в двух режимах. В первом электроэнергия преобразуется в кинетическую, заставляя трамвай разгоняться. Во втором, при торможении - наоборот. До недавнего времени второй режим у электротранспорта практически не работал: энергия, вырабатываемая электродвигателем, просто «выбрасывалась» в атмосферу через тормозные реостаты, расположенные на крыше вагона. Для такого северного города, как Санкт-Петербург, нагревать уличный воздух, может быть, и неплохо, но расточительно.
Поэтому «Горэлектротранс» провёл испытания системы накопления электроэнергии, в основе которой — суперконденсаторы, разработанные отечественной компанией «Товарищество энергетических и электромобильных проектов» (ТЭЭМП). Вырабатываемая при торможении электроэнергия накапливается в них, а затем используется при начале движения трамвая. При этом её расход на тягу сокращается до 47%, а в целом система позволяет дополнительно сэкономить до 25% электроэнергии, потребляемой трамваем.
В итоге, Санкт-Петербург стал первым российским городом, где внедряется эффективная система использования «энергетических отходов».
Умный и ещё умнее
Беспилотный транспорт — тренд настоящего времени и уже не далёкое будущее. В Санкт-Петербурге сделали ставку на подвижной состав, обладающий «умом и сообразительностью». В городе ходят трамваи, оснащённые комплексом активной помощи водителю от отечественной компании «Cognitive Technologies». Комплекс контролирует скоростной режим, отслеживает дорожные знаки, «видит» препятствия на пути; и в случае необходимости подаёт тревожный сигнал и может самостоятельно остановить вагон. Это делает поездки более безопасными для пассажиров.
Уже сейчас на питерских улицах более 200 таких умных трамваев (такого количества нет ни в одном городе мира). Наличие комплекса активной помощи водителю - условие со стороны ГЭТ к поставщикам вагонов.
Но то ли еще будет, ведь соглашение между ГЭТ, компанией «Cognitive Pilot» и ПК «Транспортные системы» о создании полностью беспилотного трамвая в 2026-‒2027 годах уже подписано.
Этим летом «Горэлектротранс» провёл соревнования между лучшими вагоновожатыми и трамваем с ИИ-автопилотом, который уверенно получил место в первой пятёрке, показав высокие результаты при выборе скоростного режима, обеспечении плавности хода и точности остановки перед светофором и стоп-линией, а также по времени, затраченному на прохождение трассы. Однако, по мнению петербургских экспертов, вагоновожатый никогда не уйдёт из трамвая: наиболее вероятно, что эта профессия трансформируется в бортинженера.
Трамвай-музей, трамвай-экскурсовод
В 1950‒60-х годах в Ленинграде выпускался любимый горожанами трамвай ЛМ-57, прозванный за свой элегантный облик «стилягой». Образ той визитной карточки города спустя полвека было решено использовать при создании винтажных снаружи и современных внутри трамвайных вагонов
По заказу «Горэлектротранса» их изготовил завод «Уралтрансмаш»; два первых трамвая получили имена собственные в честь Достоевского и Довлатова. В них установлены интерактивные прозрачные окна-экраны «Белые ночи». Вместе с навигационной информацией они дают сведения об исторических объектах, мимо которых проходит трамвайный маршрут — к удовольствию петербуржцев и гостей города
Губернатор Александр Беглов: «Наши ретро-трамваи «Довлатов» и «Достоевский» — это только начало. У нас будет курсировать 57 таких трамваев. Это не просто экскурсионные трамваи, это маршрутные трамваи».