Зачем мне орден? Я согласен на медаль

Зачем мне орден? Я согласен на медаль 06.05.2020
Наградной лист № 437 от 29 сентября 1942 года - желтоватый от времени скан документа из Центрального архива Министерства обороны. Зелёными чернилами вписано: «радист СНИС ВВФ (Волжской военной флотилии) старшина II статьи Мурашов Михаил Николаевич». А ниже, в графе «наименование награды» , запись «Орден Красной Звезды» зачёркнута, заменена на «Медаль за отвагу». Наградили с понижением. Почему? Разберёмся вместе с петергофцем Михаилом Прошутинским, внуком героя, который и передал материалы в редакцию.

Михаил Мурашов родился в 1918 году в семье рабочих. Окончил Ленинградское  военное авиационно-техническое училище по специальности радиста.
Когда началась Великая Отечественная война, был отправлен на флот. Как попал в Сталинград, семья не знает – фронтовик давно умер, о войне, как водится, говорить не любил. Мало знают родные и об обстоятельствах знакомства деда с будущей супругой, Юлией Владимировной. Коренная ленинградка, она училась на факультете журналистики, когда в 1941 году попала на практику в Сталинград. Там её застала война. Работала в штабе, была медсестрой. Где-то в осаждённом городе Михаил и Юлия встретились.

«Тётя вспоминает рассказ дедушки, как он сидел в палатке с тремя сослуживцами-радистами, вылез зачем-то, а в палатку попал снаряд, трое его товарищей погибли. Дедушка держал радиосвязь из подбитого танка», - рассказывает Михаил Прошутинский. Похоже, именно за этот эпизод Мурашову и вручили медаль. Читаем в наградном листе: «В момент усиленной бомбардировки самолётами противника Сталинграда 23-24 августа [1942 года], несмотря на близко падающие бомбы установил и обеспечил бесперебойную радиосвязь с Москвой». За «мужество и отвагу» старшину II статьи (аналог младшего сержанта на суше) представили к награде. Почему же вместо ордена, который ценится выше, вручили медаль?

До ноября 1942 года (справка датирована 29 сентября 1942 года) решение о награждении орденом Красной Звезды принадлежало президиуму Верховного Совета. Командир, представляя подчинённого к награде, отправлял документы в Москву. Президиум принимал решение и пересылал его вниз по вертикали. А вот медаль «За отвагу» мог вручить военный совет армии собственным решением и только потом получить визу из столицы. Получается, вариантов два: либо Москва наградила с понижением, либо, желая вручить награду герою здесь и сейчас (сентябрь 1942 года – активное наступление немцев, ожесточённые бои на улицах Сталинграда), отдел кадров Юго-Восточного фронта принял решение заменить орден на медаль.

С позиции современников, замена несправедлива: орден считался более высокой наградой. Однако медаль «За отвагу» солдаты и офицеры ценили высоко. В противовес некоторым другим знакам отличия, её вручали за личный подвиг, совершённый в бою, а не просто «за участие». Обиды на командование наш герой не держал.

Супруги Мурашовы прошли всю войну, получили множество орденов и медалей. Успели пожить в Одессе, Германии, на Камчатке, Курильских островах. Михаил Николаевич дослужился до капитана III ранга. В 1950-е годы семья переехала в Петергоф. Первую общую фотографию, сделанную в ломоносовском фотосалоне, Юлия Владимировна подписала так: «Моему самому родному любимому Михачке! От его женульки. Впервые вместе, но не в последний раз. Ленинград, 1953 год».

Анастасия Меньшакова

Фото из семейного архива Мурашовых

Возврат к списку