Изменения, внесенные в нормативно-правовые акты, регулирующие законодательство о противодействии коррупции в сфере закупок

13.07.2020 С 1 января 2021 года вступают в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 917 в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656.
В силу требований ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участником закупки не может быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с вышеуказанными изменениями оператор электронной площадки будет самостоятельно проверять участника закупки на привлечение к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП и передавать данные сведения заказчику с 1 января 2021 года.
В настоящее время заказчик самостоятельно проверяет достоверность информации, которую декларирует участник закупки.
В случае допуска к участию в закупке лица, привлеченного к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, лица, допустившие заявку данного участника, подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Информация о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, содержится на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/).















Антикоррупционная оговорка и чем она регламентируется.

Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Одним из антикоррупционных мероприятий, предписанных Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Минтрудом России 08.11.2013 во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» является введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки.
Антикоррупционная оговорка - это условие, которое включается в гражданско-правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении (например коммерческого подкупа).
При подготовке организациями антикоррупционной оговорки необходимо исходить из следующего:
- учитывать свободу договора в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
- не допускать избыточных обязательств сторон договора, исходить из принципа разумности (мероприятия должны учитывать особенности деятельности организации, в том числе необходимость сохранения, в частности, коммерческой, налоговой и иной тайны);
- учитывать, что у организаций может быть множество деловых партнеров и, как следствие, возложение обязанности реализовывать антикоррупционную политику или отдельные антикоррупционные меры, в предусмотренном антикоррупционной оговоркой виде, не всегда представляется фактически возможным.
Если контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.
Письменный мотивированный отказ от включения в договор антикоррупционной оговорки в случае совершения контрагентом коррупционного правонарушения поможет подтвердить, что одна из сторон приняла все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений другой стороной





Требования, устанавливаемые федеральным законодательством к участнику закупки, в рамках противодействия коррупции
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, которые содержатся в закупочной документации, участники закупки декларируют соответствие указанным требованиям.
В том числе пунктом 7.1 ч.1 названной статьи раскрыто понятие «участник закупки»   - это юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2017 №590 «О формировании и ведении реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» органами прокуратуры в соответствующий реестр вносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 Кодекса.
Таким образом, при заключении государственных (муниципальных) контрактов заказчикам необходимо проверять «участника закупки» на предмет соответствия его требованиям п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона №44 путем мониторинга на этапе закупки официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Кроме того, за признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.20 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.








Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе и как его предотвратить или урегулировать

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Как служащий, так и представитель нанимателя обязаны принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Обязанность государственных гражданских и муниципальных служащих принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предусмотрена п. 1 ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, в частности, служащий обязан:
1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (для этого необходимо направить представителю нанимателя соответствующее уведомление);
2) при необходимости осуществить самоотвод (случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ);
3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов;
4) передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ).
Представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту, в частности обязан:
1) изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей (такое изменение может состоять как в исключении соответствующих функций из должностных (служебных) обязанностей служащего, так и в отстранении его от замещаемой должности);
2) направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Непринятие представителем нанимателя и служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Информация, которую необходимо включать в Реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со ст. 104 Федерального закона от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым является Федеральная антимонопольная служба.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
- даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- объект закупки, цена контракта и срок его исполнения, идентификационный код закупки; основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения.
Ответственность посредника, передавшего взятку

Статьей 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) предусмотрена ответственность за совершение посредничества во взяточничестве.
Данная статья Уголовного кодекса РФ содержит 5 частей.
Частью 1 ст. 291.1 УК РФ предусмотрена ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть за непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
Под значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, превышающие 25 000 рублей.
В частях 2-4 ст. 291.1 УК РФ предусмотрены квалифицирующие признаки, наличие которых усиливает ответственность. А именно:
-   за совершение заведомо незаконных действий (бездействие);
-  лицом с использованием своего служебного положения;
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- в крупном размере и особо крупном размере, под которыми понимается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб. и 1 миллион рублей соответственно.
Частью 5 ст. 291.1 УК РФ предусмотрена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
За совершение данного преступления могут назначаться наказания как в виде штрафа, размер которого варьируется от 5 тысяч рублей до 3 млн. рублей, так и в виде лишения свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
Уголовный закон устанавливает основания освобождения от ответственности за указанное деяние.
Так, лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.









Коррупционные проявления, за которые могут уволить государственного и муниципального служащего в связи с утратой доверия

Лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, может быть уволено (освобождено от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25.12.2008                  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее- Закон).
Статьей определен закрытый перечень оснований к увольнению в связи с утратой доверия:
1) непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2) непредставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами;
3) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществление в предпринимательской деятельности;
5) вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Помимо этого руководитель, занимающий государственную или муниципальную должность, если ему стало известно о возникновении у подчиненного сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, также подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является его подчиненный (ч. 2 ст. 13.1 Закона).
Тем самым, законодателем дополнительно возложена ответственность на руководителя за бездействие коррупционного характера.
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются бывшим работодателем -государственным органом или органом местного самоуправления в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.





Возврат к списку