Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ, ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

02.11.2018 Причинами аварийных ситуаций на воде всегда были: морская стихия, поломка техники и ошибочные действия человека.
К наиболее тяжелым последствиям при ЧС на водном транспорте можно отнести:
•    взрывы опасных грузов, приводящие к гибели пассажиров и экипажей судов, работников портов и пристаней;
•    пожары на грузовых, пассажирских, промысловых и особенно нефтеналивных судах, приводящие к тем же последствиям;
•    разлив нефтепродуктов, образование крупных нефтяных пятен на акватории моря и побережье, уничтожение пляжей, нанесение огромного экологического ущерба окружающей среде;
•    огромный материальный ущерб морскому, речному и промысловому флоту.
Организация и оказание помощи терпящим бедствие судам отличаются исключительной сложностью, затруднены розыск пораженных и оказание им медицинской помощи.
В результате морских катастроф ежегодно в мире погибает около 200 тыс. чел., из них 50 тыс. - непосредственно в воде после кораблекрушения, а 50 тыс. погибает на спасательных средствах в условиях, не являющихся на самом деле чрезвычайными. Остальные гибнут вместе с потерпевшими бедствие судами и кораблями.
Кроме «чисто» морских происшествий, имеют место промышленно-транспортные катастрофы с массовыми санитарными и колоссальными материальными потерями.
Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и пораженных, относительной скудостью спасательных средств и сил медицинской помощи, возможностью возникновения паники среди терпящих бедствие людей. При этом возможными видами поражений могут быть: механические травмы, термические ожоги, острые химические отравления, переохлаждения в воде, утопления. Обычно последствия катастроф оценивают по числу погибших и количеству раненых, хотя в число пострадавших входят также люди, перенесшие тяжелую психическую травму, и люди, на которых самым неблагоприятным образом сказались экстремальные условия внешней среды в ЧС (низкая или высокая температура, ветер и др.).
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.
Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:
•    имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);
•    судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а остаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;
•    происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию (оверкиль), а экипаж не имеет средств борьбы с обледенением, со смещением груза;
•    по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;
•    под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать стихии.
На крупных морских и речных судах все действия, связанные в самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы.
Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги:
•    Выполняйте все требования членов команды;
•    Наденьте как можно больше теплой одежды, возьмите документы и спасательный жилет;
•    Быстро пройдите на шлюпочную палубу;
•    Подготовьтесь к посадке в спасательное средство.
Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.
Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.
Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.
Оставление судна прыжком в воду:
•    Осмотрите место приводнения, вдохните и задержите дыхание;
•    Подбородок поджать к груди, но голову сильно не наклонять;
•    Одной рукой зажмите рот и нос, другой - оттяните вниз спасательный жилет (одежду);
•    Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь;
•    Выныривать с открытыми глазами и быстро отплывать в сторону от гибнущего судна.
При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавайте сигналы свистком (если вы в жилете) или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. В спасательном жилете для этого сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 %.
При нахождении на спасательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду.
Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с приемом самой большой дозы вечером.
Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки (сигнальные ракеты) до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Поручите подачу световых сигналов одному человеку.


Пожарная часть (профилактическая)
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение
«Пожарно-спасательный отряд имени князя А.Д. Львова
противопожарной службы СПб по Петродворцовому району СПб»

Возврат к списку