Меню
Официальный сайт
МО г. Петергоф
Санкт-Петербург, Петергоф,
ул. Самсониевская, д. 3
info@mo-petergof.spb.ru
msmopetergof@yandex.ru
Телефон/ факс,
8 (812) 450-60-36
Орган опеки и попечительства
8 (812) 450-73-03

ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

30.06.2016 Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию – информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно- коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей (Радкевич А.Л., 2009). Молодежь как группа риска наиболее уязвима, так как большую часть времени она прибывает во всемирной паутине. В настоящее время информационное пространство сети Интернет используют различные экстремистские и террористические организации, радикально настроенные группировки с целью вербовки молодежи для претворения в жизнь идеологии экстремистской направленности. Данный вид экстремизма определяется как информационный экстремизм, характеризующийся следующими общими и специфическими параметрами (Кубякин О.Е., 2011): ‒ радикальностью (экстраординарностью) действий в достижении каких-либо целей, реализации интересов; ‒ антисоциальностью, поскольку нарушает исторически сложившиеся (типичные), позитивные формы и модели социально-правового взаимодействия, подрывает существующий баланс интересов, создавая между ними конфликтогенное пространство взаимодействия; ‒ аморальностью, так как всегда идет вразрез с духовно- нравственными нормами, направлен на их нивелировку и разрушение, поскольку кризис духовно-нравственного пространства, фрагментарность его функционирования открывает простор для интенсивного развития экстремистской деятельности; ‒ институциональностью – он «вызревает» и институционализируется в пограничных условиях и маргинальных пространствах; ‒ искажением политико-правового мышления, поскольку субъект экстремистской деятельности обладает чаще всего деформированным сознанием, что обусловливает его отчуждение от социально-культурных и политико-правовых норм и ценностей; 17 ‒ противоправностью результатов, поскольку функционирование информационного экстремизма в ряде случаев соответствует закону, но реализует предоставленные возможности в противоположных целях. Среди методов экстремистского воздействия на молодежную субпопуляцию в сети Интернет выделяют (Шувалкин П.В., 2012): целенаправленное дезинформирование и пропагандистское воздействие на массовое сознание населения; целенаправленное дезинформирование и адресное пропагандистское воздействие на индивидуальное и групповое сознание людей; психофизиологическое информационное – скрытое насильственное воздействие на психику человека (рис.3). Выделяют следующие начальные этапы информационно-психологического воздействия экстремистской направленности, которое можно представить в виде модели (рис.4). В сети Интернет используются три вида вербовочной экстремистской деятельности: ‒ официальные сайты экстремистских организаций, на которых опубликованы аудио-, видео- и текстовые материалы; ‒ социальные сети, блоги, форумы, через которые распространяются экстремистские материалы, и инициируется их обсуждение; ‒ чаты, Интернет-сообщества, где обсуждаются, планирование и координация будущих экстремистских акций в скрытом режиме. Экстремисты рассматривают подобный способ пополнения числа своих сторонников в качестве одного из основных, так как контакты в Интернет-сообществах позволяют оперативно поддерживать связь на географически больших расстояниях, обсуждать, планировать и координировать будущие акции в достаточно скрытом режиме. 18 Рис. 3. Методы экстремистского воздействия, применяемые в сети Интернет Методы экстремистского воздействия, применяемые в сети Интернет Целенаправленное дезинформирование и пропагандистское воздействие на массовое население определенного региона, страны, нации Цель – изменение стереотипов и сложившихся норм поведения, ценностных ориентиров, «разрыхление» или полное разрушение традиционных нравственно- культурных ценностей, осуществление культурно- идеологической экспансии через привнесение чуждых «культурных ценностей». Это приводит к подрыву национального самосознания и исторической памяти народа Целенаправленное дезинформирование и адресное пропагандистское воздействие на индивидуальное и групповое сознание людей Цель – манипулирование сознанием и поведением как отдельных лиц, так и конкретных групп, как правило, играющих важную роль в формировании общественного мнения, принятии политических решений и т.д. Психофизическое информационное – скрытое насильственное воздействие на психику человека Цель - изменение обыденного сознания человека, его поведения, здоровья и манипулирования им 19 Рис. 4. Модель информационно-психологического воздействия экстремистской направленности Выявление конфликтного потенциала и существующих противоречий между различными социальными группами Выделение социальных групп, общественно- политических объединений, способных стать стихийным инициатором (проводником) волны протеста. На эту роль могут подходить «легко воспламеняемые» группы (в частности молодежь) Комплексная подготовка выделенных групп к дальнейшим активным действиям, определение основных модераторов Адаптация реальных целей в соответствии с мерой понимания выбранных групп и их модераторов (возможна подмена понятий, навязывание ложных целей). Внушение им уверенности в практической осуществимости поставленных задач Обеспечение информационного превосходства навязываемых идей (вбрасывание информации в целевую среду, ее «разгон» и т.д.) Дальнейшее расширение контингента активных участников за счет обострения конфликтной ситуации, дестабилизации обстановки

Авторы: Г.А. Новикова, кандидат биологических наук, старший преподаватель Института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова; Л.А. Новикова, кандидат биологических наук, преподаватель Архангельского медицинского колледжа
Рецензенты: А.М. Ксенофонтов, кандидат биологических наук, доцент, заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области; И.В. Савельев, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова

Возврат к списку